Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Автор: Курошина Н.Ф., Сырескина В. Е.
|Должность: воспитатели первой младшей группы №1
Значение игр
Игра для ребенка является одним из наиболее эффективных способов познания мира. Она не только дает возможность укреплять тело, тренировать ум и вырабатывать навыки социального общения, но и развивает наблюдательность и умение концентрировать внимание. Давая ребенку различные виды игрушек или предметы для игры, мы развиваем его чувства, улучшаем координацию движений, стимулируем любопытство и воображение. Ребенок учится различать цвета и звуки, узнавать предметы по форме, весу, на ощупь. Именно в играх проявляется характер ребенка, выявляются его наклонности. Игра помогает разрядить стрессовую ситуацию, хотя подчас даже одна-единственная игрушка способна отвлечь ребенка от каприза.
Выбор игрушек
Сегодня на рынке нет недостатка в игрушках. Но выбирать их следует не только по признаку их соответствия возрасту или уровню развития ребенка. Лучшими будут многофункциональные игрушки. Такие игрушки дольше приковывают внимание ребенка. Игрушечный телефон, например, может служить не только для развития воображения и игры «во взрослого», но и может быть «стучалкой», «гремелкой», «крутилкой» и т.д. При этом игрушка не должна быть сложной для восприятия, иначе ребенок скорее будет играть с коробкой от игрушки, чем с ней самой. И напротив, если игрушка проста до примитивности, малыш охладевает к ней очень быстро.
Разумеется, ребенку мало одной игрушки. Нужен целый набор игрушек и игр. Причем иногда простой мячик, цветные карандаши и несколько кусков обоев оказывают на малыша гораздо более сильное впечатление и дольше привлекают его внимание, чем дорогие, изысканные игрушки. Весь мир — и по праву — ребенок считает своей личной детской площадкой, включая то, что находится в доме, и то, что встречается на улице, ибо малыш способен играть во все, до чего может дотянуться. Даже самые простые предметы и вещи приводят его в полный восторг.
Выбрать игрушку — это проблема, скорее, для вас, а не для малыша. Дорогие, так называемые «развивающие» игрушки, могут увлечь ребенка только в том случае, если он найдет их достаточно интересными для себя. Лучшими игрушками будут те, что постоянно предлагают что-то новое, а потому и служат долго. Это, например, деревянные строительные кубики или другие «конструкторы», интерес к которым не пропадает на протяжении многих лет. Не давайте ребенку слишком много игрушек за один раз. Это может поставить его в затруднительное положение — во что же играть? На день рождения, в праздники ребенку, как правило, дарят много игрушек. В таких случаях отложите часть из них на то время, когда ребенок вдруг начнет кукситься, или когда на улице будет слишком плохая погода.
Два года. К двум годам движения ребенка становятся все более точными и уверенными, он способен активно играть с мячом, кидать его и пинать, строить замки из кубиков, рисовать на бумаге и устраивать для себя небольшие кукольные спектакли. Другими любимыми занятиями могут быть игрушечные музыкальные инструменты, детский телефон, комплекты игрушечной мебели, утвари, мячи, куклы, машинки, «куличики» (в песочнице) и плескание в «лягушатнике» (под присмотром старших).
Три года. Ближе к трехлетнему возрасту рука ребенка обретает твердость, движения становятся точными и выверенными. Малыш обожает работать руками. Собирает конструкторы, мозаики, плетет из никто косички, уверенно листает книжки. Он играет с водой и песком, лепит из пластилина, рисует красками, проявляет немало выдумки и творческого азарта. Любимыми занятиями могут стать игры с ведерком и лопаткой, одевание и раздевание кукол, ломание машинок, качание на качелях.
Играем вместе с ребенком
Ваше участие в играх ребенка является важным залогом его интеллектуального, физического и социального воспитания. Малышу быстро надоедает играть одному. Да и вам становится как-то не по себе, если ребенок вдруг надолго замолкает: заподозрив какую-то шалость, вы спешите проверить его. Но чаще ему требуется не ваш присмотр, а ваше непосредственное участие и помощь в освоении той или иной игры, игрушки. Особенно это важно во время рисования, лепки и конструирования.
Если вам не удастся выкроить время на игры с ребенком, попытайтесь вовлечь его в ваши дела по хозяйству, например. Призовите его на помощь во время мытья посуды, уборки дома, замешивания и разделывания теста. Малыш с радостью бросится в новую для себя стихию.
Чем взрослее становится ребенок, тем чаще вам приходится искать золотую середину между участием в играх ребенка и предоставлением ему возможности играть одному. Если вы постоянно с ним занимаетесь, он не научится брать самостоятельно. Оставшись один, станет хныкать и откровенно страдать оттого, что его бросили. А если, играя с ним, вы берете на себя роль ведущего, он не научится принимать решения сам и постоянно будет чувствовать неуверенность в своих поступках.
Время от времени все игрушки нужно проверять: не сломались ли они, не представляют ли опасности для малыша. Кроме того, из некоторых игрушек малыш «вырастает» как из одежды. Но если они просто наскучили, лучше их убрать на пару недель. Иногда возвращение старой игрушки ребенок воспринимает как покупку новой.
Как направлять игры
Игровая активность напрямую зависит от возраста малыша, уровня его развития и умения концентрироваться на определенном виде занятий. Но каждый день ребенок должен играть в активные и пассивные игры как на улице, так и дома. Ваши друзья и соседи, имеющие детей, должны быть желанными гостями в вашем доме, не говоря уж о том, что детям необходимо общаться на улице. Правда, до полутора лет ребенок еще не желает играть с другими детьми, хотя всегда может играть где-то рядом, в сторонке. Позже он наверстает упущенное, например, когда пойдет в ясли и найдет там своих сверстников.
Важно, чтобы все игры были разными, потому что однообразие быстро надоедает ребенку. Поощряйте его бегать и прыгать, ползать, скакать, играть в мяч, кататься на велосипеде. Развивайте его воображение, умение самовыражаться, помогайте проявить свои творческие задатки. Пусть он делает все, что его увлекает — рисует карандашами и красками, лепит из пластилина, играет в «магазин», «больницу», собирает конструкторы и мозаики, разглядывает картинки, играет рядом или вместе с другими детьми, осваивая премудрости человеческого общения.
Кроме поощрения активной игровой деятельности, нужно уметь почувствовать в вашем ребенке и те перемены в его настроении, когда ему хочется побыть одному и вообще ничего не делать. Малыш учится мечтать, переноситься в мир фантазий и грез, разговаривать с вымышленными персонажами. Наконец, он просто может посидеть в тишине и подумать.   Его право!
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 13.01.2019   |   Изменено: 13.01.2019 17:42:11
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Песня "Вишенки-сережки"
Фотографии