Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

В царстве упрямства и капризов, или кризис трех лет.

Автор: Мишина Н.Н.
|Должность: воспитатель первой младшей группы №2, МДОУ "Детский сад №44"
В царстве упрямства и капризов, или кризис трех лет.
Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».  
Дополнительная информация :
«Негативизм»  – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это пред-ложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
«Упрямство» – ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел
«Строптивость» –капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.
«Протест – бунт» против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр все-ленной».
«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее от-рицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые лю-ди.
Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негати-визм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
- Ребенок отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изме-нить свое решение (негативизм).
- Проявляет нежелание идти с мамой за руку (упрямство).
- Во время разговора с внучкой Анечкой бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмот-рела на бабушку  (строптивость).
- Малыш рвет газету, которую папа еще не прочитал (обесценивание ребенком лич-ности).
- Ребенок грубо обращается с бабушкой. В ответ на ее замечания замахивается на нее, говорит: «Ты плохая, плохая» (деспотичное подавление окружающих).
- Малыш требует, чтобы мама сидела там, где он укажет (своеволие).
Такие проявления в поведении в данном возрасте рассматриваются как психологи-ческая норма, своеобразная защитная реакция против влияния взрослых.
Малыш только начинает приобретать знания о мире и его опасностях, обществе и его ограничениях, сталкиваясь с реакцией взрослого на собственные действия.
Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. По-пытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в пове-дении. Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку больше самостоятель-ности обычно смягчает кризис.
Кризис 3-х лет  это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором про-исходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие ма-лыша.
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще мальчиков.
- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день.
- Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то ве-роятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных спо-собах манипулирования родителями.
Что могут сделать родители?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению при-ступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и даль-ше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает? Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».
Дорогие родители вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие ка-чества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свой-ства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимо-действия с ребёнком .
Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка?
Р – раздражительный, резкий, разгневанный,  е – едкий
б – болезненный, баловник;   ё – ёжик и т.д.                                              
н – непослушный, непоседливый, нервный;  о – обидчивый
к – крикливый, капризный и т.д.
А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные про-явления?
Р- решительный,            о – объективный,
д – думающий,               и – интересующийся,    т – терпеливый,
е – единый,                     л – ласковый, любящий, и т.д.
Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрица-тельных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку.
Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ре-бёнком в любом возрасте.
Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.
Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим ма-теринским и отцовским А_____________.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось
Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправ-ленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.
Наш разговор подходит к концу. Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 13.04.2019   |   Изменено: 13.04.2019 17:45:05
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Стихотворение "В космосе так здорово!" Афонькина Софья, воспитанница 2 младшей группы №3.
Фотографии