Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей. Готовность детей к школе.

Автор: Фадеева Е.В., Седойкина Т.И.
|Должность: воспитатели подготовительной группы №12
Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?
•    Здоровым
•    Культурным
•    Весёлым
•    Добрым
•    Умным
•    Читающим
•    Сообразительным
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
« Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»- так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство,начинается период школьного возраста.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.
Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: : определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.
Развитие мелкой моторики рук:
•    держать ручку или карандаш;
•    проводить четкие линии;
•    перекладывать мелкие предметы;
•    складывать лист бумаги.
Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:
•    лепка из глины, пластилина,
•    закручивание гаек в детском конструкторе,
•    собирание узоров из мелкой мозаики,
•    вышивание,
•    завязывание узелков,
•    застегивание мелких пуговиц.
•    игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
•    разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.
Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде


Как быть, если ребенок леворукий?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость
Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
•    умываться;
•    чистить зубы;
•    мыть руки;
•    пользоваться туалетом;
•    одеваться;
•    застегиваться и завязывать шнурки;
•    следить за своим внешним видом;
•    пользоваться столовыми приборами;
•    убирать за собой посуду;
•    организовывать рабочее место;
•    собирать, складывать и убирать свои вещи.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.


Психологическая готовность
1.Высокая мотивационная готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
•    Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
•    Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус .
Внешняя мотивация
•    Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
•    Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
•    Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
•    Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
•    Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.


2.Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
•    Умение наблюдать;
•    ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники.
•    умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
•    умение дать предметам и их свойствам единое название, Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)
•    умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
•    способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь)
•    способность концентрировать внимание.
Ребёнок:
•    Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию
•    Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)
•    Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.
•    Сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик)
•    Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?)
•    Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.
•    Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.
•    Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.
•    Может продолжить орнамент.
Рекомендации для родителей
•    Загадывайте ребенку загадки.
•    Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
•    Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
•    Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
•    Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.  
3.Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
•    Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и
исполнить его;
•    проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
•    способность оценить результат своего действия;
•    умение управлять своими движениями, вниманием;
•    умение преднамеренно заучивать стихотворение;
•    способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
•    способность управлять своими эмоциями и поведением;
•    умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;


Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации для родителей
•    Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
•    Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
•    Учите ребенка планировать.
•    Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.


                                        4.Социальная готовность
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
•    Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
•    Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
•    Навык сотрудничества;
•    Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;


Нужно ответить на вопросы:
•    Умеет ли ребенок общаться с детьми?
•    Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
•    Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
•    Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
•    Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Рекомендации для родителей
•    Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
•    У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 26.09.2019   |   Изменено: 26.09.2019 22:08:57
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Стихотворение "Папы всякие важны, папы всякие нужны"
Фотографии