Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Взаимодействие взрослого и ребёнка.

Автор: Мишина Н.Н., Ботадеева Г.В.
|Должность: воспитатели первой младшей группы №2, МДОУ "Детский сад №44"
Взаимодействие взрослого с ребёнком является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познания мира, речи, коммуникаций, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а приспосабливается к индивидуальным особенностям малыша, учитывает его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний, ограничения и порицания используют в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у малыша различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, т.к. отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых.
Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют малышу самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет малышу право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и как следствие – формированию чувства ответственности за свой выбор, приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а помогают сделать это самому.
Сотрудничество родителей и детей предполагает равное их участи в обсуждении каких-либо вопросов, действий и обязанностей, а также в выполнении этих обязанностей. Методы взаимодействия взрослых с ребёнком в разных семьях используют разные.
В счастливых семьях происходит не так и много конфликтов между родителями и детьми. К сожалению, таких семей относительно немного. А во многих семьях ребёнок часто чувствует себя нелюбимым ребёнком в семье из-за того, что родители, вообще, не считаются с его интересами. Или, наоборот, пытаются выполнить все его прихоти и желания для того, чтобы ребёнок не плакал или, если чувствуют жалость к ребёнку.
Пытаются ли родители сотрудничать со своими детьми?
Как в современных семьях родители пытаются сотрудничать со своими детьми? Зачастую, вообще, не пытаются. Чаще всего, взрослые командуют ими. Точнее, пытаются командовать. Сначала это получается, но, по мере того, как ребёнок взрослеет, это получается делать всё труднее и труднее. И, наконец, после полового созревания наступает "время восстания", когда родители не знают, как найти общий язык с подростком.
Другая форма сотрудничества родителей и детей - это потакание своим избалованным детям. Малыш, в результате, также становится капризным и упрямым ребёнком и перестаёт слушать родителей и не реагирует на их просьбы. И это вполне логично, ведь он привык, чтобы его слушали и ему подчинялись, а не чтобы он прислушивался и подчинялся.
Уступать ребёнку и выполнять его излишние требования ради того, чтобы он оставил маму или папу в покое, ни в коем случае, нельзя. Но и навязывать своё мнении ребёнку и заставлять его делать всё по-своему, тоже не стоит. К детям также стоит проявить уважение и позволить им высказать своё мнение.
Как родителям наладить сотрудничество с детьми?
Методы взаимодействия взрослых и ребёнка в семье, чаще всего, родители сами распределяют семейные обязанности между детьми и требуют их выполнения. За плохое выполнение своих обязанностей, нередко детей наказывают. Родители сами определяют, что поручить делать каждому из детей. Получается, своей жёсткостью родители пытаются заставить детей подчиниться. Но лучше это сделать другим способом.
Можно создать что-то, наподобие семейного совета, в котором будут участвовать мужчина - глава семьи, его жена и их дети. На таком совете можно, сообща, обсудить, кто какие обязанности может выполнять. Например, мать скажет, что будет делать она, а потом, совместно, они распределят оставшиеся обязанности.
При таком подходе будет учтено мнение всех членов семьи, и дети будут выполнять возложенные на них функции гораздо охотнее, потому что они сами участвовали в распределении обязанностей и согласились каждый со своими поручениями. Особенно хорошо работает этот метод в многодетных семьях.
Если, вдруг, один из детей не выполнил своих обязанностей, то не следует его "тыкать носом" за это. Лучше оставить работу несделанной. Если такие ситуации продолжаются, то через несколько дней следует собрать ещё один семейный совет по этому поводу и обсудить, это. Например: "Саша согласился вытирать полы в гостиной, но он не делает это. Как нам следует поступить в этом случае?".
Слово "нам" передаёт ответственность с мамы на всю группу. После обсуждения этого вопроса и выслушивания всех мнений, принимается общее решение. И это будет не просто решение мама, которое можно воспринять в штыки, это будет семейное решение, против которого ребёнку пойти будет тяжело.
Если семья будет действовать сообща, то каждый член семьи будет чувствовать себя неразрывным её звеном и чувство ответственности перед всей семьёй у детей будет развито гораздо лучше. Кроме того, при таком подходе становится меньше конфликтов в семье, как между родителями и детьми, так и конфликтов между детьми в семье.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 08.12.2019   |   Изменено: 08.12.2019 19:45:14
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Поздравление для бабушек и дедушек!
Фотографии