Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Памятка: «Определение ведущей руки»

Автор: Седойкина Т.И., Фадеева Е.В.
|Должность: воспитатели подготовительной группы №12, МДОУ "Детский сад №44"
Необходимость определить ведущую руку возникает перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду. Переучивание левшей мо-жет негативно отразится на развитии и психике ребенка, вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, ка-призы и нежелание заниматься, неврозы. У правшей главенствует левое полушарие головного мозга, у левшей - правое. Есть дети, у которых по-лушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенно-го доминирования одного из них.
Для того чтобы предположить, праворук или леворук ребенок, мож-но понаблюдать, какой рукой он больше жестикулирует.
Российскими авторами М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским разработана серия игровых тестов для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста.
Для достоверности результата нужно строго придерживаться следу-ющих правил при проведении тестирования:
•    Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
•    Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
•    Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
•    Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
•    Все предметы для тестирования нужно заранее положить в од-ну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна сто-ять на столе, на котором проводится тестирование.

     Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

1.Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бу-маги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хо-чет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребе-нок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

2. Второе задание — открывание небольшой коробочки, напри-мер, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, что-бы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. За-дание: “Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

3. Третье задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”. Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

4. Четвертое задание — “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (тен-нисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

5. Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото Кар-точки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

6. Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

7. Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ре-бенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или ба-ночку за крышку, а крутить сам пузырек.

8. Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно за-вяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

9. Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п. Ве-дущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет куби-ки. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

10. Десятое задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Есть ли в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки? Составьте таблицу из трёх колонок "Левая рука", "Правая рука", "Обе руки", куда заносите полученные результаты. В последнем задании, при ответе "да" поставьте плюсик в колонку "Левая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе “Ле-вая рука”, то ребенок скорее всего леворукий.  Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе “Пра-вая рука”, то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 25.03.2020   |   Изменено: 25.03.2020 20:43:29
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
День пожилого человека
Фотографии