Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Готовим руку ребёнка к письму»

Автор: Притворова Е. В., Шекурова С. И.
|Должность: воспитатели подготовительной группы №11, МДОУ "Детский сад №44"
Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша очень сложен из-за неготовности руки к письму. “Можно ли помочь ребенку?” — задают справедливый вопрос родители.
Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:
* слабо развитыми мышцами пальчиков и кистей рук,
*недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,
*несовершенной координацией движений пальцев,
*отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),
*слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,
*незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок устает.
Как развить мелкую мускулатуру руки
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины.
Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:
* короткими частыми штрихами,
* мелкими штрихами с возвратом,
* длинными параллельными отрезками,
* круговую штриховку от центра рисунка.
При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования: на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью). Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма.
На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать. Работает ребенок в максимальном темпе 30 секунд, через каждые 3 секунды переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.
На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы придется одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание. Это очень сложный вид учебной деятельности. Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Для развития у ребенка умения ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и произвольное внимание, пространственное восприятие.
Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки. Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки. Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие. Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:
"Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
"Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки «бегают" по столу.
"Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.
Итак, развитие пальцев и кистей рук процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью, как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 25.03.2020   |   Изменено: 25.03.2020 21:26:08
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Правила поведения детей на железнодорожном транспорте
Фотографии